Эта история началась в 1951 году, когда в семье американского иллюстратора Джека Кеймена родился сын, которого назвали Дин (Dean Kamen).

Смышленый еврейский мальчик, успешно закончив школу, поступает в Ворчестерский политех (Worcester Polytechnic Institute), который бросает после продолжительных пяти лет учебы, чтобы полностью отдаться любимому делу - изобретательству.

К этому времени Дин имеет в активе разработку автоматического шприца AutoSyringe, носимого на поясе и предназначенного для регулярных инъекций инсулина для диабетиков и аналогичных применений. Позже, Кэймен работает над различными проектами в области медицины (помпа для диализа, инсулиновый насос и др.), одним из которых стало экектрическое инвалидное кресло-вездеход iBOT, которое умело преодолевать лестницы и в котором Дин впервые применил гироскопическую стабилизацию.


Накопленные при создании iBOT опыт и идеи со временем привели к созданию революционного транспортного средства, которое в конечном счете и стало известно как Segway PT, электрический самоуравновешивающийся персональный транспортер с управляемыми компьютером гироскопической стабилизацией и системой управления. Устройство уравновешено на двух параллельных колесах и управляется перемещением массы тела. Дин Кэймен демонстрирует первый Сигвей

Название Segway происходит от итальянского "segue" - означающего плавный переход от одной части произведения (музыки, фильма) к другой, без паузы, то есть "плавный переход". Segway PT (Perconal Transporter) двигался со скоростью до 20 км/ч и преодолевал до 40 км на одном заряде литий-ионной батареи.

Собственно, гироскоп был изобретен еще в начале 19-го века,  а уже в 1880 году его применили для стабилизации курса торпеды. Прорыв в применении гироскопа в персональном транспортере связан с решением классической проблемы инверсного маятника (Inverted Pendulum). Для сохранения вертикального положения маятника (а в случае с Segway - вертикального положения ездока), устройство "подкатывается" в сторону наклона ездока, таким образом, чтобы восстановить его вертикальное положение.

Для реализации этого принципа, в состав конструкции входят гироскоп, акселерометры и микропроцессоры, в комплексе позволяющие ездоку управлять движением вперед-назад с помощью наклона тела, а поворачивать - с помощью наклона ручки.

 

С момента выхода на рынок в 2001-2002 годах, Segway PT нашел множество применений, включая транспортное средство для посетителей парков (первым из которых стал Angel Island State Park в Калифорнии), а также средство передвижения для сотрудников и службы безопасности международного аэропорта в Гонг-Конге и даже как официальный транспорт службы общественной безопасности на летних Олимпийских играх 2008 г.

Вот классический пример использования сегвея полицией Чехии:

К сожалению, из-за высокой цены (около $3000), Segway PT не получил такого распространения, как, например, велосипед или мотороллер.

В 2015 году Segway переходит во владение компании Ninebot - китайского стартапа, финансируемого Xiaomi, и, уже через год, публике был представлен Ninebot MiniPRO - компактный аналог Segway стоимостью всего чуть более $300, что на порядок меньше цен на классические сегвеи. Это вызвало настоящий бум на рынке персонального транспорта, продолжение которого мы наблюдаем и сегодня: всевозможные самобалансирующиеся устройства, начиная от гирускутеров, заканчивая ховербордами (гиро-вариант скейтборда, "парящий" на одном колесе") буквально заполонили улицы городов и дорожки парков.

В следующих статьях мы подробнее рассмотрим современый гиро-транспорт, научимся выбирать гироборды и гироскутеры, освоим азы катания и технику безопасности. Подписывайтесь на рассылку, заглядывайте на наш канал в Youtube. До новых встреч!